В г. Костанае 19-20 января 2017г. прошел семинар на тему: «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности в учреждениях образования и науки», который провел профессор национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов», доцент кафедры «Техносферная безопасность» Асылбек ТОЛЕШОВ.

Асылбек Куантаевич был приглашен председателем Костанайской областной организацией Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки Зиядой Дельдибековой специально для проведения семинара в целях пополнения знаний и навыков в сфере защиты труда. Этот семинар предназначен для работников образования,уполномоченных по охране труда в отделах образования Костаная и Костанайской области, представителей профсоюзных организаций школ, колледжей, интернатных учреждений Костаная, Рудного и Затобольска.
Профессор первые проводит такой семинар в областном центре. Он подробно остановился на определении и значении таких документов и формирований, как «коллективный договор», «производственный совет», «профессиональный союз», «технический инспектор», «разновидности журналов учета», «практика применения норм законодательства в области охраны труда и безопасности» и т.д. Асылбек Толешов ответил на несколько вопросов корреспондента «УП».

— В связи, с чем безопасности труда уделяется такое пристальное внимание, что создана даже отдельная кафедра крупного исследовательского университета?
-Тема безопасности в условиях производства очень актуальна. Сохранить самое дорогое, что есть у человека, его здоровье и жизнь, – это наш долг. Я читаю в университете курс «Безопасность жизнедеятельности», а потому могу судить об этой теме и как теоретик, и как практик. Что есть «охрана труда»? Это объединение трех направлений – охрана экологии, техника безопасности и гражданская защита. Охрана экологии – это сохранение жизни и здоровья человека в его среде обитания. Техника безопасности на работе – это сохранение жизнедеятельности человека в условиях производства. А термин «гражданская защита» применялся ранее в военное время, означая убережение граждан от военных действий, сейчас же он приобрел другой смысл – защита при техногенных чрезвычайных ситуациях (обрушения зданий, взрывы, пожары и т.д.). Я с удовольствием принял приглашение Костанайского обкома профсоюза участвовать в семинаре, поскольку считаю важным рассказывать об основах безопасности, чтобы предостеречь людей от возможных опасных ситуаций.

— На что следует обращать внимание работникам, чтобы их трудовая деятельность протекала в безопасных условиях?
— Как только гражданин переступает порог своего места работы, ответственность за его безопасность несет работодатель. Работодатель должен обеспечить своих подчиненных всеми условиями для безопасной деятельности. Об этом мы можем подробнее узнать, обращаясь к статьям Трудового кодекса. У руководителя есть прямая обязанность – проводить специальную оценку условий труда работников раз в пять лет. У помещений тоже есть своя классификация. Например, по отношению к поражению человека током делятся на помещения без повышенной опасности, повышенной опасности и особоопасные. Сырые и жаркие помещения – это помещения повышенной опасности, и там необходимо использовать электроприборы не более 50 вольт или же на батарейках, в особо-опасных помещениях – не более 12 вольт и т.д. Так же в каждом учебном заведении,предприятии,организации и т.д. необходим план эвакуации на случай возникновения пожара, учитывается даже освещение в кабинетах и классах, об этом нам сообщает свод правил, в котором, в частности, говорится: «обеспечить соответствующие требования и нормы освещенности в кабинетах и учебных классах,заменить вышедшие из строя светильники». То есть, закон предусматривает все, что необходимо для безопасной жизнедеятельности и работоспособности граждан.А работникам следует об этом знать и требовать соблюдения закона от работодателей. Самое первое и важное, что должен сделать работодатель – это провести инструктаж с новым работником. Работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. И только после проведения инструктажа работник должен расписаться в журнале первичного инструктажа и приступать к работе.

— А если работодатель оказался некомпетентен, не были соблюдены все правила безопасности и несчастный случай все-таки произошел, кто виноват и что делать?
— Несчастные случаи имеют свою классификацию и делятся на легкие,тяжелые, смертельные, а также одиночные и групповые. Но любой несчастный случай не должен остаться без внимания! Именно поэтому при возникновении подобной ситуации на производстве в тот же день создается комиссия по расследованию ЧС. Комиссия должна состоять не менее чем из трех человек во главе с работодателем или лицом, уполномоченным руководителем. Далее, в зависимости от степени тяжести несчастного случая, производится расследование по нормам трудового законодательства. Так, срок расследования легкого несчастного случая не должен превышать трех дней, срок расследования несчастных случаев, повлекших за собой наступление тяжелых последствий для здоровья работающих (как одного, так и нескольких), равно и в случае смерти кого-то из них в результате происшествия, не может превышать 15 дней.
На основании всех собранных материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.Каждый несчастный случай на производстве, повлекший за собой необходимость перевода сотрудника в соответствии с медицинскими показаниями и заключением на другую работу, потерей работником трудоспособности на срок не менее одного дня или его смерть, обязательно оформляется актом в двух экземплярах о несчастном случае на производстве. Еще одним важным моментом является срок хранения материалов, который также предусмотрен Трудовым кодексом. Работодателю, на производстве которого был зафиксирован несчастный случай, требуется хранить все материалы по нему в течение 45 лет, а документы о тяжелых, вредных,опасных условиях производства,травматизме и профессиональных заболеваниях – 75 лет. Почему 75 лет? Потому что болезни(в частности, приобретенные на производстве) могут передаваться по наследству.

На семинаре «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности в учреждениях образования и науки», организованном ОО «Костанайская областная организация Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки», были представлены учебные ролики о правилах оказания первой помощи, которые необходимо знать каждому человеку. Завершилась встреча дискуссионным часом, в котором участники обменивались информацией, мнениями и вопросами. По окончании семинара Зияда Дельдибекова и Асылбек Толешов вручили слушателям сертификаты о прохождении соответствующей подготовки.

Зияда ДЕЛЬДИБЕКОВА:
— Семинар проводился с целью систематизации знаний наших инспекторов по охране труда в связи с выходом в январе минувшего года нового Трудового кодекса РК. Произошло переименование инспекторов из «общественных» в «технические», несколько изменились их функции и задачи. Хотя основная цель деятельности была и остается – охрана труда и техника безопасности. Образовательная деятельность – это, конечно, не опасное производство, но помимо преподавателей у нас работают кочегары (пока еще), вахтеры, технички, работа которых сопряжена с тем, что есть вероятность травмоопасных случаев.
Мы своих технических инспекторов постоянно обучаем, а потому,чтобы расширить их познания, было решено пригласить специалиста из российского вуза. Во-первых, полезно знать особенности Трудового кодекса не только нашего государства, но и Российской Федерации. Во-вторых, Асылбек Толешов– большой профессионал, он очень грамотно и емко преподносит нужную информацию. По окончанию семинара был проведен блиц-опрос, и все участники оценили проведенный семинар «на высоком уровне». Поступили предложения о продолжении подобной учебы. Особенно оценили возможность получить хорошие профессиональные навыки специалисты, курирующие охрану труда в удаленных учреждениях образования. Техническим инспекторам, у которых эта общественная нагрузка совмещается с учительской деятельностью, работать непросто. И они выразили благодарность и за проведение обучающего семинара, и за приглашение лектора. Много дала для повышения уровня знаний и наглядная информация – слайды, короткометражные фильмы. Я думаю, что проведение семинаров подобного рода мы продолжим.

Пресс служба обкома образования и науки

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.